alkopona (alkopona) wrote,
alkopona
alkopona

Categories:

Доходные дома XIX-XX века. Световой двор или двор-колодец?



Скажите, а вы знаете что самое ценное в Петербурге? Деньги, власть, усы, лопаты или лазеры для срезания сосуль? Нет, на вес золота в Петербурге XIX века было солнце и естественный свет! Поэтому именно за этот ресурс и сражались застройщики, выстраивая сложные архитектурные формы и стараясь не обделить нищих. Именно освещение влияло на итоговую стоимость аренды и от его интенсивности зависел коммерческий успех будущего доходного дома.

Сегодня мы продолжим рассуждать на тему хороших квартир конца XIX и начала XX века. И если в прошлой главе мы с вам определились с барскими этажами, делая общественный срез по вертикали дома, дабы не только как кондитеры оценить сложившийся архитектурный пирог, населённый разными людьми, но и разобраться в тонкостях квартир, в которых жили понаприехавшие на заработки селяне. Как я уже и говорил, начавшийся в Петербурге строительный бум влиял не только используемые строительные материалы, но и на итоговую плотность застройки.

2.


Давайте рассуждать логически. Инвестор, которому достался лакомый кусок земли пригодный для строительства доходного дома, явно рассчитывал вложиться в проект с минимальным сроком окупаемости и старался выжать по максимуму из каждого вверенного ему квадратного метра земли. Это же логично. Но вот строить дома уходящие до облаков вверх, как сегодняшние муравейники в этих ваших Кудрово, Мурино, Шушарах - не позволял закон. Дело в том, что Государственный совет Империи в 1844 году принял спорное, но довольно важное решение о предельной высоте домов в столице в итоге возводимые строения не должны были превышать 23 метра и 10 сантиметров. Сей закон действовал до 1910 года и наложил свой весомый отпечаток на весь облик Петербурга и происходившее строительство.

3.


В связи с такими ограничениями, каждый старался застроить каждый сантиметр доставшегося ему участка и впаять на допустимую высоту побольше различных квартир, приносящих владельцу искомую выручку. Идеальная схема? Просто построить куб и разделить его на комнатушки. Но тогда встаёт проблема, у квартирантов не будет окон и это будут бесполезные каморки, который будут снимать только отчаявшиеся бедолаги. Поэтому архитекторам стали выставлять довольно спорные технические задания и им ничего не оставалось делать, как прорубать для совсем узкие световые-колодцы.

4.


Думаю многие петербуржцы видели те самые, легендарные дворы-колодцы в которые нельзя было даже зайти. У многих они просто вызывают дикий ужас и не самые приятные ассоциации. Максимально узкие, где рукой можно дотянуться до соседнего окна, но именно через них и обеспечивалось попадание хоть какого-то света в квартиры арендаторов. Назывались они световыми двориками. Именно дворикам, а не дворами-колодцами. Вот вам найденная в интернете картинка для большей ясности.

5.

фото https://pikabu.ru/@Night.Elf

Правда и такое положение дел не радовало власти, потому что за парадными фасадами города начиналось строительство полноценных гетто конца девятнадцатого века, со световой дырочкой вместо полноценного окна в виде архитектурного ануса. Поэтому в 1857 году в Строительный устав вносят новые изменения. «Во всяком отдельном участке должен быть по крайней мере один двор, пространством не менее 30 кв. саж., причём наименьшая ширина его должна быть не менее 3-х саж., остальные дворы могут быть и менее 30 кв. саж., но должны сообщаться проездами не менее 4,5 арш. с улицей или другими дворами. Кроме обыкновенных дворов дозволяется устраивать исключительно для освещения лестниц, коридоров, отхожих мест, чуланов и т. п. помещений световые дворики. Наименьший размер световых двориков, какой бы формы они ни были, должен быть таков, чтобы в его площадь можно было вписать квадрат в сажень».

6.


Но вы должны понимать, что такие строительные нормы обеспечивали хоть каким-то уровнем комфорта рядовое, я бы сказал бедное население. Бывших крестьян и крепостных. А барины жили в разы лучше и они требовали иного подхода к своей важной персоне. Никто из уважаемых графов и чиновников высшего порядка ни за что в жизни не заехал бы в квартиру с такой вот дыркой в правом боку, вместо обычного вменяемого окна. Ведь как я и говорил в предыдущей главе, самый ценный ресурс в Петербурге того времени — свет. Его было мало и если легендарные «белые ночи» позволяли не пользоваться подсветкой в летнее время, то зимой вопрос освещения комнаты вставал особенно остро. Поэтому вспомнив детское сравнение, я вам скажу, что в нищих квартирах было темно как в заднице у темнокожего, а свет попадал внутрь через ту самую дырочку ануса. Так что сравнение не совсем образное.

7.


Электричества в то время не было, улицы подсвечивались газовыми или ламповыми фонарями, а квартиры изнутри свечами, ну или газом. Но это всё искусственные источники, гораздо ценнее был естественный свет и поэтому для обеспеченных людей строили специальные дома, которые сегодня называли бы полноценным бизнес-классом. Фактически, если отбросить некоторые тонкости того времени, хорошая квартира отличалась от плохой лишь тем, что она была светлая, а плохая — тёмная.

8.


И в домах буржуй-класса задача перед архитектором стояла иная, не только максимально освоить всю выделенную под застройку площадь, но и заодно построить много хороших квартир! Так с обеспеченных приезжих можно будет срубать в разы больше денежных средств, чем с нищенствующего обитателя подвалов. Так в итоге на белый свет появляются самые известные петербургские доходные дома, где большая часть окон выходит на улицу за счёт появления особого двора — курдонёра.

9.


Кто не знает, то это обычный двор, построенный в форме буквы П. Курдонёр - это двор-колодец с одной открытой стенкой. Но именно такое изогнутое архитектурное решение и позволило подобным проектам войти в золотой фонд доходных домов Петербурга. Каждое из этих строений заслуживает отдельного рассказа о себе. Толстовский дом, Дом Полежаева, Доходный дом Лидваль. Их дворы называли парадными, архитекторы вкладывали в них максимальную красоту и поэтому они стали особой фишкой нашего города, обеспечивая светом барские квартиры и замечательной историей потомков.

10.


Продолжение следует...

Глава I. Как крестьяне изменили Петербург?
Глава II. Кто отстраивал Петербург?
Глава III. Раньше строили лучше?
Глава IV. Как снимали жильё?
Глава V. Что такое хорошая квартира?
Глава VI. Да будет свет!
Глава VII. Идеальная квартира. Сколько комнат вам нужно?

Хотите больше увлекательных историй? Тогда подписывайтесь на мой телеграм-канал, на инстаграм, ну или на Дзен, ведь там тоже бывают жаркие дебаты.


Сдам пятикомнатную квартиру



     


Кто отстраивал Петербург?



     


Раньше строили лучше?


Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:

Все фотографии в этом посте сделаны мной, в противном случае указана ссылка на источник. Весь материал принадлежит автору, полная или частичная публикация без моего согласия запрещена. При подготовке статьи могли быть использованы различные источники, но слова и текст авторский. Разрешение на использование можно запросить по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.

По вопросам рекламы и предложений писать на почту v.alkopona@gmail.com

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Tags: Доходные дома, История, Петербург
Subscribe
promo alkopona february 2, 2016 23:59
Buy for 200 tokens
Дорогие друзья, читатели, подписчики, да и ты случайный гость, знайте, я полностью готов к обоюдно выгодному сотрудничеству всех видов и типов. Есть уникальная возможность отрекламировать себя бесплатно. Все что нужно - просто написать мне! Все еще сомневаетесь? То тогда не топчитесь на пороге,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →